Analytics

«Морской старт»: возвращение блудного космодрома


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

На Дальнем Востоке, в порту Славянка, у списанных плавучих доков и стареньких буксиров, над серыми пятиэтажками инопланетной белоснежной громадой возвышается «Морской старт». Плавучий стартовый комплекс космических ракет состоит из двух судов Sea Launch Commander и Odyssey. Более двадцати лет своей активной жизни они провели неподалеку от Лос-Анджелеса, а сейчас вернулись домой.

«Морской старт» можно считать историческим наследником программы «Энергия-Буран». Хотя напрямую они не связаны, но занимались созданием плавучего космодрома во-многом те же специалисты. Идея запускать ракету из самой географически подходящей точки на Земле — акватории Тихого океана в области экватора — понравилась многим и в консорциум вступили российская РКК «Энергия» (25%), норвежский производитель нефтяных платформ Kvaerner (20%), украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш» (15%), и американский Boeing (40%).

Основным источником средств выступал Boeing, остальные же участники больше вкладывались технологиями и работой. Для американцев интерес был двойной: с одной стороны загрузить работой постсоветских ракетчиков, чтобы они не разъехались по Иранам, Северным Кореям и прочим «дружественным» Америке странам; с другой — США было нужно более дешевое средство запуска тяжелых геостационарных спутников чем Space Shutlle.

Проект стартовал в 1995 году, и в 1999 состоялся первый успешный пуск демонстрационной «болванки». Место запуска из Тихого океана выбрано по трем причинам:
— с экватора наименее энергозатратны запуски на геостационарную орбиту телекоммуникационных спутников, т.к. не приходится тратить топливо на изменение наклонения орбиты;
— пуску с экватора дополнительно помогает осевое вращение Земли, добавляя около 150 м/с скорости или около 3% экономии массы топлива, по сравнению с Байконуром;
— после старта отработавшие ступени ракеты падают в океан, и не надо тратиться на их утилизацию.

Морской старт требовал уникальных технологий, ведь в относительно компактных масштабах пришлось разместить монтажно-испытательный комплекс, заправочную систему, наземную станцию управления, Центр управления полетом, и стартовый стол. Причем всё это для ракеты тяжелого класса. Всё это на обычных космодромах занимает сотни гектар, а тут распределяется между судном обеспечения Sea Launch Commander длиной 203 м и пусковой платформой Odyssey длиной 133 м. Но всё равно это получились колоссальные конструкции, масштаб которых сложно оценить по фотографиям.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

Юридически там тоже была непростая схема. Компания Sea Launch была американской, но её долями владели участники проекта из разных стран. Требования Госдепа США о нераспространении технологий относились к этому проекту, несмотря на мир, дружбу и жвачку между американцами и постсоветскими странами. Головной частью ракеты занимался Boeing и она доставлялась в порт уже в полностью собранном и капсулированном виде — чтобы российские и украинские пусковые команды не могли заглянуть под обтекатель. Ракета использовалась украинская — «Зенит-3» в «морской» модификации. Разгонный блок — российский ДМ от РКК «Энергия», также на «Зените» использовались российские двигатели РД-171.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

Все компоненты: американская головная часть с полезной нагрузкой, российский разгонный блок и украинская ракета собирались в порту Лонг Бич в трюмах Sea Launch Commander. Там же готовая к пуску, но незаправленная ракета перегружалась на Odyssey, после чего проходил сухой вывоз и установка ракеты — для последних проверок.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

Успешно проведя «репетицию» платформа прятала ракету в ангаре и своим ходом отправлялась в море. Командный корабль догонял платформу через несколько дней. На точке пуска проходили последние приготовления, заправка, и команда Odyssey переходила по трапу на Commander.

Несколько человек, которые завершали предстартовую подготовку, перемещались уже вертолетом. Поэтому площадки на обоих кораблях — производственная необходимость.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

Предпусковая подготовка ракеты выполнялась в автоматическом режиме, и следовал старт.

Далеко не все пуски проходили успешно. Из 36 стартов было три аварии, причем одна прямо на стартовом столе.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

От взрыва никто не пострадал, но корабль пришлось почти год ремонтировать. Ещё через год компания подала на банкротство. Трехмиллиардные инвестиции не окупались, у США появились свои тяжелые ракеты благодаря программе EELV, и спрос упал. Бизнес-план «Морского старта» предполагал не менее четырех пусков в год, но удалось такое только три раза. Последний пуск состоялся в 2014 году после чего любое сотрудничество России и Украины в космосе стало невозможным.

После банкротства 2009 года проект перешел практически в полную собственность РКК «Энергия», но долг перед Boeing в $330 млн оставался. За эту юридическую «спецоперацию» тогдашний глава РКК «Энергия» Виталий Лопота получил уголовное дело и сейчас находится под подпиской о невыезде.

В 2016 году проект выкупила российская частная компания S7 Space, а долги перед американцами компенсировал Роскосмос. За счет российского госбюджета астронавтам NASA предоставили дополнительные места в российских космических кораблях «Союз». Подробнее я уже рассказывал.

Всё это время пара кораблей базировалась в порту Лонг Бич в Калифорнии. S7 Space попыталась деполитизировать российско-украинско-американский космический проект с помощью сборки ракет там же в порту, но не справилась с этим. Производство «Зенитов» восстановить не удалось, а запускать другие ракеты не давал Госдеп США. Ситуация серьезно усугубилась после гибели в авиакатастрофе совладелицы группы компаний S7 Наталии Филёвой. Окончательно подкосил российского авиа-космического частника коронакризис, который сильно ударил по основному бизнесу компании.

Главное достижение S7 Space — транспортировка пусковой платформы и командного судна в российский порт — Славянка, под Владивостоком. Но за этот заплатить пришлось не только деньгами.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

Главная потеря — часть радиоэлектронного и пускового оборудования плавучего космодрома. Американское правительство потребовало, чтобы американская техника осталась на родном берегу, и украинская тоже. Глава Роскосмоса так описывал потери: «перед его передачей компании S7 все оборудование управления космическим пуском буквально "с мясом" было выдрано».

Были слухи, что к плавучему космодрому присматривался Росатом, и оценил восстановление в $1,2 млрд Но официального подтверждения не было. Позже вице-премьер Юрий Борисов озвучил планы правительства: «Морской старт» восстанавливается за бюджетные средства в размере примерно $0,5 млрд, Роскосмос создает ракеты «Союз-5» и «Союз-6», S7 Space продолжает участие в частно-государственном партнерстве. Возможно какое-то участие примет и Росатом.

В сентябре 2020 года уже российский космодром «Морской старт» впервые показали журналистам и блогерам.

Первое, что поражает — это масштаб. Корабли огромны, особенно для тех, кто не привык к таким размерам.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

С пирса даже широкоугольного объектива не хватает чтобы охватить взглядом хотя бы одно судно.

Второе — диссонанс между ухоженными, хоть и не самыми современными кораблями Sea Launch, и окружающей приморской действительностью. Серые безлюдные цеха, с выбитыми стеклами и эко-крышами, поросшими молодым тропическим лесом. Брошенные умирать плавдоки, и корабли, которые если и выйдут в море, то только на разделку.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

И над всем этим возвышаются капитанские рубки Odyssey и Sea Launch Commander. И сразу хочется их спасти, дать новую жизнь и работу, чтобы они не поросли той же ржавой плесенью и безнадегой, которая царит вокруг. Поэтому туда и возят представителей правительства, Роскосмоса и общественности — никому не захочется, чтобы такое чудо техники смешалось с местным ландшафтом.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

Многих журналистов и блогеров интересовали те самые места на кораблях, разоренные «когтями американских ястребов». Но их-то и не показали, чтобы не портить впечатление. Зато проводили на верхнюю палубу командного судна.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

Кают-компанию.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

Командную рубку.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

Важное технологическое оборудование управления пуском.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

Место капитана напомнило что-то из Star Trek.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

На вертолетном ангаре из окон видны логотипы спутников, которые запускались Sea Launch.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

Монтажно-испытательный трюм.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

Сейчас это просто склад для оборудования, которое «эвакуировали» из США. Например этот контейнер от разгонного блока ДМ.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

Крестовую отвертку под этот винт я так и не нашел.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

Хотя, на самом деле, это крепления для найтовки груза.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

Следующий на очереди посещения — стартовая платформа Odyssey.

Необычная конструкция под рубкой управления — устройство перегрузки ракеты из командного судна в пусковое.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

И тут кроется ответ на один из вопросов относительно эффективности всего проекта: можно ли было производить несколько пусков за один выход в океан? Ответ — нет. Передача ракеты из одного корабля в другой возможна только в порту, и даже там выбирали спокойную погоду и утреннее время чтобы избежать заметной качки.

После перегрузки, ракету закрепляли в лежачем виде на подъемном устройстве, и так, в закрытом ангаре, проводили транспортировку.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

Любопытно, что парой лет ранее я побывал на «Атоммаше» где делали этот подъемник, а сейчас производят корпуса атомных реакторов. О своем вкладе в космонавтику там до сих пор помнят и гордятся.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

Наконец, апофеоз экскурсии — стартовый стол.
Газоотводный канал, который принимал струи всех 36 ракет, что отсюда стартовали. Необычные «клыки» в канале — это система охлаждения пламяотсекателя и гашения аккустических волн. Через них подается пресная вода, которая снижает нагрузки на конструкцию стартового стола.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

На «дне» газоотводного канала — пламяотсекатель, который делил напополам, отклонял под прямым углом ракетную струю и не давал ей возможности ударять в океанскую воду. Судя по всему, это было необходимо чтобы не давать возмущений на поверхности воды и чтобы газ ракетной струи не прилетел обратно в сопло двигателя.

Вот так эта часть конструкции выглядит со стороны.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

На фоне lozga

В момент включения ракетного двигателя видно как гигантские струи пара разлетаются в стороны из-под стартового стола.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

Совсем неподалеку — емкости хранения жидкого кислорода. Обычно они защищаются от ракетных газов небольшим заслоном.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

Удивительно, но эти баки не только не повреждаются нормально стартующей ракетой, но остались практически целы после взрыва «Зенита».

Кабель-мачта. (А-образные элементы, расставленные по всему столу — это опоры для корабля на случай его установки в сухой док).


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

Наконец, ответы на самые важные вопросы:

Может ли космодром совершать пуски сегодня, если будет ракета?
Нет, не может из-за удаленной американцами электроники и украинских стартовых систем.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

Что из электроники удалено и требует замены?
Системы радиосвязи между двумя судами. И это не только рации для переговоров между экипажами. Это практически вся командно-телеметрическая система, передающая информацию между ЦУПом и стартовым столом вместе с ракетой. Такая система есть на каждом космодроме, но, как правило — это кабельная сеть. На «Морском старте» была дистанционная, и её уже нет.
И это еще не всё. Вторая жизненно-необходимая система — позиционирования, без которой невозможно идеально точно поставить два гигантских корабля рядом в центре океана. Такое позиционирование необходимо для перехода экипажа с пускового судна на командное перед стартом.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

Если же задаться целью перегрузки ракет в открытом море, то задача станет на порядок сложнее, хотя и значительно повысит эффективность космодрома.
Наконец, третья часть, которую в любом случае пришлось бы менять — это системы подготовки космических аппаратов к старту.

Способна ли Славянка обеспечить «Морской старт» в режиме работы активного космодрома?
Нет, нужна новая теплоэлектростанция, а для неё нужно тянуть газ в Славянку. Тут можно рассуждать об улучшении уровня жизни в поселке после прихода газа, мне же подумалось, что эта задача — подходящее применение для плавучей атомной электростанции Росатома.


      «Морской старт»: возвращение блудного космодрома

Сможет ли «Морской старт» конкурировать со SpaceX?
Нет, не сможет. Однозначно. Нынешняя политическая и экономическая ситуация в мире ставит крест на всех надеждах добиться прибыльности российских космических ракет на мировом рынке, с какого бы космодрома, какая бы ракета ни запускала. Когда SeaLaunch был американским оставалась надежда, что его получится использовать для обхода ограничений Пентагона, но сейчас уже никак. Поэтому впереди только госзаказ, и редкие заказы третьих стран, которые не боятся американских санкций.

Зачем тогда вообще нужен России «Морской старт»?
Да, прост. Крутая же штука, жалко резать на металлолом.
А если серьезно, то это прежде всего хороший имиджевый проект. Красивый и романтичный, хоть и бесполезный для экономики, как город на Марсе. Для Роскосмоса он дает ряд косвенных выгод — это дополнительный удобный повод перейти на новые ракеты «Союз-5» и «Союз-6», и сэкономить на строительстве стартовой площадки для них. А ракеты эти, в свою очередь, нужны чтобы дать работу химкинскому «Энергомашу», который двадцать лет держался продавая двигатели украинским «Зенитам» и американским Atlas V, и находится под угрозой остаться совсем без работы через год-два. Нынешняя «рабочая лошадка» Роскосмоса «Союз-2» прекрасная ракета и эстетически и технически, но двигатели для неё производит предприятие Ростеха, т.е. «вне контура», что выводит часть бюджетных средств на сторону от Роскосмоса, это его не устраивает. Также «Союз-5» и «Союз-6» — это элементы проектируемой Роскосмосом лунной ракеты, поэтому если будут летать они, то покорение Луны станет немного дешевле и реальнее, если государство-таки найдет средства на эту задачу.

Будет ли жить «Морской старт» и вообще российская космонавтика?
Да, но за наш с вами счет, дорогие налогоплательщики. Так, что обогащайтесь, господа, законопослушные граждане, обогащайтесь. Поднимайте ВВП и космос будет наш.

Выражаю признательность пресс-службе Роскосмоса за помощь в подготовке фоторепортажа.

Related posts

[Вопрос] Вы видели людей, которые пользуются мобильными контент-подписками?

admin

прошивкой

admin

Почтовый агент. Ловушка для жены эмигранта

admin

Leave a Comment